30-31.07.2023 День 0-1. Навашино - Гороховец

Куда поехать в поход в августе? Конечно в Мещёру! Там не жарко, как на югах, не холодно, как на северах, и мухи уже не кусают...но это не точно.

Текст писал Леша, вставки курсивом - Саша.

30.07.2023 День 0

И снова факт, что мы едем в дождь, был донесён до меня уже в пути. В Вековке взгляд на восток не предвещал ничего хорошего. В Муроме платформа была сухая, что вселяло слабую надежду, но уже в Навашино, буквально через реку, шел дождь, и на улицах стояли довольно глубокие лужи. Вывалились из поезда, накинули дождевики. Так и собирались под дождем, ибо никаких навесов рядом не обнаружилось, а пешеходный мост насквозь дырявый и протекает.

Обойдя забор, чтобы не лезть на мост, выехали с вокзала и поехали в город искать колодец, нарисованный на карте. Но, как мы и боялись, колодец в городе никому не нужен, и он был загажен. И другой. К третьему не поехали, а метнулись к пятаку, где на последних минутах перед закрытием, урвали две пятилитровки, которые благополучно разлили по бутылкам, и двинули в ночь и дождь.

Ехать по дороге с авто было страшновато, и мы подумали, что неплохо было бы в дополнение к фарам, прикрученным ещё на вокзале, поставить и задние габариты. Но трек быстро свернул в Большое Окулово, и мы расслабились. Едем  по пустым улицам посёлка, тут тоже есть колодцы, но проверять их лень (может, заглянуть с утра?). В одном месте тусила, наверно, вся молодежь поселка, крикнувшая нам "откуда едете, мужики?"

В ночь, в дождь, в неизвестность… Выезжаем за населёнку в поле, колея раздваивается, едем не по нужной, возвращаемся. До сих пор ноги были сухие, но здесь мокрая трава быстро исправляет это упущение, напитав боты влагой, довольно быстро они захлюпали. Поплутав в полевых колеях, въезжаем в лес, ставим велы и идём искать ровное место под ночёвку (комары нам очень рады). Не сразу, но находим ровное место, ставимся, прячем вещи - дождь не прекращается. Комаров очень много, прячемся от них в палатку. Плотно поели ещё в поезде перед выходом, поэтому ложимся спать без ужина. Комары жужжат снаружи, дождь капает… Поход начался.

31.07.2023 День 1

Утро. Проснулись. На палатку капает, но, вроде, с деревьев. Выползаем – и правда дождя нет, а меж деревьев ярко светит солнце. Из-за сырости разжигать костер пришлось очень долго, и надо было бросить это дело и готовить на газе, но дело принципа, да и комара хотелось отогнать. Комар наседал, а с утра выяснилось, что репеллент не взяли. Саша начинает готовить на горелке, пока я мучаю костер. С трудом, но костер разгорелся: теперь можно хоть чуть подсушиться после вчерашнего. Приготовили завтрак, посушили что-то из шмота. Пока завтракаем, мимо нас по дороге проезжают мотоциклы, квадрики, велосипеды, хотя по темноте мы были уверены, что хорошо углубились в лес. Начинаем собираться, ибо комар не отреагировал на дым и продолжает донимать. Вещи сырые, мокрая палатка еле влезает в чехол. Кое-как собираемся и выезжаем. Поле не особо раскисло за ночь, а трава почти просохла.

В Большом Окулове хотели проверить колодцы, но с утра лень - просто проезжаем насквозь, не встретив источников по пути. После населёнки идет грунтовка, обсаженная посадкой, как будто  тут хотели строить дорогу, но забили.

Трек вел нас к пересечению со строящейся трассой на Казань, перед которой вдруг появился новый асфальт. Саму трассу мы благополучно пересекли по мосту, так что не пришлось искать перелаз, как мы опасались, а вот после неё мы рассчитывали на любое покрытие, кроме отличного нового асфальта.

Видимо излишек асфальта от трассы пустили на дело, радует, что местным тоже перепало хороших дорог. Целых 15 километров отличного ровного асфальта, с живописными  деревеньками, где каждый дом конкурирует с соседним в вычурности резьбы на наличниках окон. Они пролетели незаметно, но нам уже хотелось на грунты.

Зафоткали крайний дом в Сонино, проехали совсем чуть, и асфальт уткнулся в мост через Тешу.

А на той стороне уже грунты, песчаные дороги, немного грязи. Жарко.

Я в последний момент замечаю что-то подозрительное в песке и успеваю объехать. Оказывается, это торчит лезвием вверх небольшой нож (грибника, видимо). Забрали с собой сувенир из Мещеры.

Через пару километров сворачиваем к реке - там Саша приглядела пляж на карте - и видим действительно отличный песчаный пляж. Решаем тут задержаться. Вода холодная после дождей, долго в ней не посидишь, но уж больно хорошо тут.

Солнышко не только светит, но и припекает. Как здорово окунуться в воду! Потом еще расслабились, полежали на  теплом песке. Правда потом пришлось отмываться от него. Перекусили яблоками, сорванными по дороге.

Но надо ехать, лениво собираемся. Дорога лежит через лес, а в лесу комары лютуют, не остановиться, хоть и не так жарко. Дорога местами не наезженная.

Неожиданно среди деревьев на мгновенье показывается река. Думали Теша, оказалась уже Сережа.

Снова уходим в лес.

Думала, что это мост через речку, но это только канава была, настоящий мост впереди

Перед Левино преодолели мост через Сережу. Выглядит стрёмно, но проходится легко.

В следующей деревне, Валтово, чуть не проехали мимо колодца, но вовремя вернулись и набрали воды.

Здесь трек уходит на юг, мы же едем на восток, к присмотренной ранее купалке на обед. Спуск к воде нашли не сразу, зато когда нашли - сами себе позавидовали: чистейший песочек, отличная купалка. Больше не медлим ни минуты, возвращаемся к велам за полотенцами, раздеваемся и идем на пляж. Вода мещерская - темная. В этом месте река делает широкий изгиб - получается панорама - черная лента реки, зеленая стена деревьев над ней, чистое синее небо и яркие пятна желтого песка. Напомнило мне байдарочные походы по Луху. Неспеша гребешь по изгибам реки, жара, на пляжах пристаешь к берегу, отдыхаешь, купаешься.

Далее обед под дубом, костер, чай, салат. Снова идем купаться. Комаров меньше, чем в лесу, но все же доставали.

После обеда возникает дилемма: трек ведет назад на асфальт и в Валтово, а в нём сворачивает на юг, но возвращаться, тем более на асфальт (тем более в горку) лень. Второй вариант - ехать вдоль реки с последующим выходом на асфальт, сворачивать на юг где-то дальше, и на трек падать по любой доступной тропе. Конечно, мы выбрали второе.

Вдоль реки вела рыбацкая колея, а на берегу встретилось пара хороших стоянок, похожих на байдарочные.

Перед Пустынью дорога выводит нас на асфальт, а после Кистаново уверенная квадроколея уводит на юг. По лесу проехали отлично, но на подъезде к Рогово, где мы должны встать на трек, начинаются непонятки:  дорога ветвится, зарастает, стремится в болота и в итоге приводит нас к плавающему мостику через канаву/канал/ручей. Наступаешь на мост - он тонет. Поэтому мы решили проезжать его на веле с разгону. И у нас получилось. Саша, чуть отстав, сделала это с таким звуком, как будто шмякнулась в воду.

Пробившись в Рогово, мы встали на трек и уверенно...проехали поворот, пришлось возвращаться.

За Рогово сначала шла хорошая луговая колея, но дальше местами ее подтопило.

Потом дорога ныряет в лес. В лесу где едется, а где обносится. Тут все обочины дороги усыпаны грибами. Но мы не особо в грибах разбираемся, поэтому ничего не собирали.

И даже иногда строится

Постепенно водных засад стало меньше

В Салавири центральная улица -  рыхлый песок, ехали по "газону" вдоль домов. Брехливая шавка провожала нас пол деревни, и продолжала тявкать, когда мы уже остановились, чтоб позвонить домашним.

Уезжали из деревни через поле на окраине, на котором лежали готовые кругляши и стояли срубы на вывоз, разной степени собранности - прям бизнес для целой деревни.

Въезжаем в лес, с весьма песчаной дорогой: ехать можно, но не быстро. Комарики и прочая живность этому только рады. Жарковато, комары, песок,  да ещё и цепь скрипит, всё раздражает. Экспресс-смазка цепи проведена, но и экспресс-обкусывание туриста - тоже.

Цепь больше не скрипит, но раздражение не уходит: не едется что-то. Тошнота и слабость не дают войти в ритм, из-за жары, что ли.

На песчаных колеях ступеньки - это прошедшие осадки намыли ступеньками мусор на песке. Саша уезжает от комаров, меня же съедают. Крутить и отбиваться на ходу потихоньку изматывает. Обычно комары на такой скорости уже отстают или хотя бы не садятся, здесь же какая-то аномалия. Удар по лицу, удар по шее, удар по икре, удар по корпусу - и так по кругу. Самые хитрые лезут под очки, приходится выковыривать. Саше хуже: я быстрей не могу, она же - может. Но тогда ей придется меня ждать, а значит быть искусанной. Приходится подстраиваться под меня...и всё равно кормить тварей.

День клонится к закату, а нам ещё прилично ехать. Саша подгоняет, стараюсь держать темп. На экране навика уже показалось озеро, но последние километры до ночевки тянутся неимоверно.

Вот он, поворот! Грязноватая грунтовка, подъем, спуск и открывается вид на... Что это? Зеленая вода где-то на дне карьера. Выглядит не очень. Втыкаем в навик, и не сразу доходит, что это не наше озеро, а карстовый провал рядом, наше дальше. Едем дальше по лесу: вертлявая тропа, спуски, тропа мельчает, бросаем велы и идем пешком. На берегу стоит землянка: "баня" - говорит Саша, "мы на месте".

Ставить лагерь тут негде - сплошной склон. Решаем искать площадку позже, а пока не сильно стемнело, идти мыться. Бежим к велам, раздеваемся, берем купальное и спускаемся к воде. Но к воде так просто не подобраться: видно всё же хорошие дожди тут были (как и у нас, впрочем), если доски, по которым обычно ходят до воды на купалку, просто плавали над болотной жижей. На самом озере лежало пара упавших деревьев, но вот добраться до них тоже как-то надо.  Берем оставленные кем-то до нас шесты и начинаем продвижение. Доски и бревна тонут под нами, но создают опору, а вот когда они кончаются, шест уходит на всю длину.  Ищем ногами на ощупь кочки, палки, корни, плотный слой травы и потихоньку продвигаемся. Приходит мысль: а как обратно - ноги- то будут грязные. Взять с велов баклажку для тех.воды не догадались. Но вот мы дошли до лежащего в воде дерева, и с него вполне уже можно войти в воду.

Ствол достаточно широкий, так что проходим по нему подальше от берега. Вода черная, ничего не видно. Еще и звенящая тишина вокруг - ни птиц, ни шума машин. Фотик взять с собой не решилась, поэтому фото нет. Но мне место чем-то напомнило рассказы Паустовского о мещерских озерах.

Леша окунается, а мне страшно. Сажусь на ствол, свешивая ноги в воду и поливаю себя так водой. Вода тут теплая! Приятно смыть с себя пот после жаркого дня. Да и кожа успокаивается после укусов комаров (я сняла лосины, а там просто живого места нет на голенях и бедрах, все в укусах и опухло. Зрелище жуткое, хорошо, что быстро прошло).

Возвращаться было уже проще. Правда, после купалки и прогулки до суши,  мне стало как-то холодно. Вытершись, сходили за баклажкой, набрали в неё воды, помыли ноги от грязи и пошли вверх к велам. Тут меня стало знобить. Подхватил инфекцию в городе или где-то по дороге, или отравление?Вспоминается, что после обеда бунтовал живот, а потом тошнило и не ехалось, и картинка складывается.

Собираем вещи, слегка одеваемся и идем к первому озеру, где видели плоскую площадку, похоже, единственное ровное место тут.  Место нас устраивает, только дрова надо поискать. Пока я собираю мелочь и развожу костер, Саша ставит палатку и после моей жалобы, что мы в мещере вынуждены жечь в костре всякую гниль, отправляется искать дрова. И находит прекрасные сосновые сушины. Приносим найденное к костру, что-то пилим (мне становится всё хуже), готовим чай. Я рассказываю всё Саше, попутно утепляясь - знобит всё сильнее.

Попив чай с сушками, отправляюсь спать, оставив лагерь на бедную Сашу. Сквозь дрёму слышу, как она пилит дрова, иногда гремит посудой. Чуть позже Саша зовет ужинать, но я отказываюсь  - не полезет

Я остаюсь одна на хозяйстве пока Леша спит. В одни руки сложно все успевать - напили, подкинь в костер, рассортируй еду, порежь, следи за тем, чтобы не подгорело. А еще ведь надо пофоткать лагерь, что-то записать про день на поход, поесть и отдохнуть. В одиночестве у костра сидеть не так интересно, да и неизвестно как завтра Леша поедет еще, насколько у него серьезно все... С такими мыслями иду спать.

Плановые треки

Треки всего похода с точками